Мегаполис и водительский невроз

 

Чтобы не заснуть за рулем есть несколько проверенных способов. Можно открыть настежь на полном ходу на треть или половину минуты все окна, на столько же задержать дыхание, пожевать «убойную» жевательную резинку, помассировать ушные раковины, наконец, эротически пофантазировать. А еще лучше,  остановиться и просто поспать на стоянке. Потому что спать за рулем категорически нельзя!

А можно ли за рулем быть совершенно спокойным? В целом управление автомобилем- это целый букет стрессовых проявлений. При этом, часть из них неизбежны по самой сути этого процесса, а определенная часть – создается водителями по разным причинам. Попробуем разобраться.  Любой человек, управляя автомобилем, испытывает, порой об этом не задумываясь, стресс, связанный с подспудным ощущением постоянной опасности. Каждый год в России в автокатастрофах погибает вдвое больше людей, чем погибло наших соотечественников за все годы войны в Афганистане.

Обычно говорят о стрессе у новичков, когда любое действие на дороге является сложным прецедентом, требующим концентрации внимания и воли, а разговоры и музыка вовсе излишни. Но время идет и новичок становится «старичком» и вождение всё больше и больше приносит удовольствие.  Но неужели  ощущение опасности полностью исчезает? Может оно просто трансформируется, приобретает особые формы?

Агрессия за рулем очень распространена, достаточно любого заметного проступка, чтобы вызвать в нас или на нас гнев, беззвучную (сквозь стекла) брань и  недвусмысленные жесты. По мнению многих психологов, избыточная агрессивность водителей обусловлена именно вытесненным чувством опасности. «Я не признаюсь тебе, что твой вираж меня напугал, поэтому просто буду пугать тебя»- словно говорит наше подсознание внезапному «врагу» трассы. По сути, это детский способ реагирования, некая регрессия сознания.

Но наиболее изощренным являются такой подход, который видоизменяет поведение, маскируя неуверенность и стресс опасности путем созданием нового стресса. Это чаще бывает у мужчин, ведущих активный образ жизни и, как правило, работающих в коммерческих компаниях. Работая в одной такой компании, где сотрудникам часто приходилось ездить на встречи с клиентами в разные части мегаполиса, я обратил внимание на некоторые тенденции и закономерности поведения, проявлявшиеся в таких поездках.

Прежде всего, когда в одном салоне автомобиля собираются несколько молодых и активных водителей мужского пола, становится заметным буквально страдание кого-то из них, наиболее пораженного водительским неврозом.  Этот водитель без руля плохо переносит стиль, манеру вождения и маршрут коллеги, управляющего в этот момент машиной. Вместо того, чтобы расслабиться и получить удовольствие от того, что тебя кто-то везет, «больной» пытается оказать влияние на процесс движения с таким пиететом, как будто он единственный понимает, что дорогостоящая металлическая штуковина вот -вот свалится в обрыв. Его речь, словно звуковая дорожка концентрата эмоций: «Зачем в эту полосу то?...Ну куда!!?...Мы так…Вон смотри – они поехали! Ты разве не знаешь?!!» Всем телом он также дает понять своё явное беспокойство, неудовольствие и невербально выдает свои желания.

В это же время тот, кто за рулем, хочет произвести то впечатление на коллег, которое, как  ему кажется, должны производить мужчины друг на друга. Повороты совершаются резче, а старт- быстрее.

В определенной степени этим недугом поражены мы все, все живущие в многомиллионном городе автолюбители и автопрофессионалы. Разве не оказывает влияние на вашу езду стиль езды окружающих автомобилей, даже если вы им не мешаете?

У многих бравада тоже является способом вытеснения стресса – не пристегивая ремень они убеждают себя, что ничего плохого произойти не может.

Интересно, что эти же водители в иной, неавтомобильной жизни, ведут и ощущают себя вполне спокойно. А автомобиль провоцирует их слабости, делая поведение неадекватным и нанося, в конечном итоге, вред самим.

Я вовсе не считаю неторопливый стиль вождения идеалом, но имеет ли смысл неоправданная суета и торопливость в современном мире? Однажды на деловой встрече было два сотрудника, прибывших туда на своих автомобилях утром из дома. Первый - это молодой, подкупающе улыбчивый, дерзкий и умелый водитель, быстрее которого летают только самолеты, и то набравшие большую высоту. Второй, точнее вторая - инертная, масштабная, только получившая права и машину девушка, опасающаяся всех движущихся предметов и людей, особенно со времен, когда её «микроледи» стесал, словно огромный рубанок, не заметивший на мосту большегруз. Со встречи нужно было ехать обратно -через половину Санкт-Петербурга в офис и они выехали одновременно из точки «А» в точку «Б». Я не спрашиваю - кто приедет первый, это итак понятно, но как вы думаете, с какой разницей по времени они прибыли к месту назначения? Ответ: 15 минут, а вся дорога заняла почти два часа. Выводы, как говорится, за вами.

Итак, признаки водительского невроза:

· Частое, необоснованное перестроение в малейшем заторе

· Выбор сложного, витиеватого маршрута из опасения хоть на минуту попасть в пробку

· Преувеличенная, страдальческая  проблематичность замедленного движения

· Бессмысленное ускорение перед объективным препятствием (красным сигналом светофора)

· Неосознанное избегание заблаговременного выезда

Стресс опасности неизбежен и, в определенной степени, необходим. При адекватном реагировании он помогает нам сохранить свою жизнь. Автомобиль для многих стал неотъемлемой частью жизни, так же как пробки, парковки и хамство на дорогах. Порой мы играем, создаем некую новую реальность, чтобы вытеснить ею старую. К сожалению, большинство игр совсем не полезны. В какую игру играть – наш выбор и часто он обусловлен общей философией жизни, отношению к окружающему миру и своему будущему.

© 2010-2015 ООО "Ти Ай Джи" (TIG Ltd.) All rights reserved.