Социологическое исследование читательской аудитории

Еще совсем недавно мы гордились званием самой читающей нации, хорошая книга была желанным подарком, а в библиотеках часто были очереди. Сегодня дефицит книг сменился их хаотичным изобилием, читательская активность резко уменьшилась количественно и изменилась качественно. Местом наиболее распространенного выбора книги стали книжные магазины. Исчезли и очереди в библиотеках, но это совсем не радует библиотекарей, ведущих свою борьбу за читателя.


Библиотеку в наше время посещает устойчивая группа горожан, являющаяся меньшинством взрослого населения, а четкого понимания интересов остальных горожан, в отношении вопросов чтения, нет. Для выявления этих интересов, определения уровня информационного обеспечения читательской аудитории и выявления ожиданий респондентов по изменению модели библиотеки, был проведен уникальный социологический опрос 2-х категорий респондентов - случайной выборки горожан и случайной выборки читателей всех филиалов библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Идея состояла в сравнении позиций этих групп и анализе полученных данных для выработки стратегии работы библиотеки будущего. Всего было опрошено почти 700 человек. Опрос проводился осенью 2012 года на территории Санкт-Петербурга.


С чем же сегодня ассоциируется само слово «библиотека»? Ведущая ассоциация у обеих категорий горожан -  понятие «чтение», затем с большим отрывом «храм науки и знаний», «тишина» и «удовольствие».

Изначально нам казалось, что горожане забыли о существовании института библиотек и ряд вопросов был посвящен этому направлению. Оказалось, что 60% знают о существовании широкой сети библиотек. Если человек знает, но не приходит в «храм науки и знаний», то что-то может его подтолкнуть, мотивировать к этому. Надо сказать, что роль книги по ряду опросов, становится всё более универсальной и люди относятся к печатному продукту с известным прагматизмом. В соответствии с таким отношением, лидирующим фактором (23% респондентов) пользования библиотекой стала необходимость этого для профессиональной деятельности, а значит для материального и карьерного роста. Каждый десятый считает, что пойдет в библиотеку, если ассортимент книг там будет шире, чем в магазине. Не смотря на рост цен, только 4% ответили, что мотивом посещения библиотеки будет подорожание книг. Еще менее значимы факторы престижа и рекомендации друзей. В целом, более трети горожан имеют желание начать пользоваться услугами библиотек.

Частота посещения библиотеки у горожан варьируется в диапазоне «месяц- год», а у читателей – «неделя - месяц».

Мы хотели проверить собственную гипотезу о том, что читатели библиотек читают в целом больше. По художественной литературе, в среднем, жители прочитывают около 1,5 книг в месяц, а читатели библиотеки - около 4-х книг в месяц. Планка оценки количества прочитываемых книг у горожан и читателей также отличается - «читаю много» жителей соответствует «читаю умеренно» читателей и это объяснимо- посещение библиотеки повышает планку требований субъекта в среднем в 2 раза. Интересно, что в отношении не художественной литературы такой закономерности нет.

 

Говоря о современных веяниях нельзя было игнорировать отношение респондентов к книгам электронным. Оказалось, что каждый третий горожанин и каждый четвертый читатель уже пользуется этим устройством. Еще 18% респондентов обеих категорий планируют начать пользоваться книгой электронной в будущем. Подавляющее большинство отмечают, что книга электронная удобнее.

 

Чем же еще горожане отличаются от читателей? Читатели библиотек менее привержены влиянию социальных сетей. Опыт библиотекарей читатели считают важным ресурсом этого института (на втором месте после фактора «наличие современных и классических изданий»), тогда как горожане оценивают значение этого человеческого фактора почти в два раза скромнее.

 

Вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке?» выявил, что помимо возможности взять книги для чтения ( в том числе, на электронных носителях) и ассоциированного с книгами сервиса ( выставки новинок, консультации библиотекарей) , привлекают бесплатный интернет и возможность общения. Саморазвитие, информация и новые  эмоции и ощущения- вот что хотели бы получить (горожане) и получают (читатели) от библиотеки респонденты.

 

Понимая, что книжные магазины пользуются в настоящее время большей популярностью, чем библиотеки мы решили  проверить, все же есть ли у библиотеки преимущества по сравнению с местами книготорговли? Обе категории респондентов с незначительными отличиями в процентах ответов ведущими преимуществами библиотеки считают её бесплатность, наличие изданных в разные годы книг и атмосферу открытости и доступности.

Подавляющее большинство, 85% горожан и 98% читателей считают, что библиотека нужна в нашем будущем. Что же хотелось бы видеть в библиотеке респондентам в этом будущем? Изменить библиотечные фонды и повысить престижность этого заведения – таковы ведущие ответы читателей. Судя по другим показателям, библиотека становится местом комфортного досуга. Возможность выпить там чай или кофе, наличие картинной галереи и настольных игр, демонстрации кинофильмов- экранизаций, зоны релаксации и музыкального сопровождения в ответах опрошенных говорят именно об этом.

 

Удивительно, но значительного различия позиций читателей и горожан  в отношении чтения и библиотеки выявлено не было. Подавляющее большинство респондентов относится к библиотеке позитивно. Она уже не ассоциируется с советским временем и складом книг, а вызывает ощущения комфорта и приятного и полезного времяпрепровождения. Даже те, кто не посещает её, верит в необходимость библиотеки в будущем. Главным объектом библиотеки является, конечно, книга. Немалая часть читателей готова помогать библиотеке развиваться (помощь в проведении мероприятий, распространению информации об услугах библиотеки).

Сегодня библиотека, помимо богатого ассортимента книг, имеет хорошую информационную базу и ряд виртуальных сервисов. И хотя электронные гаджеты, в том числе электронные книги, набирают всё большую популярность, востребованность виртуальных услуг библиотек остается очень низкой.  Думается, что причиной является низкая информированность читателей и стереотипность представления о библиотеке.

 

Библиотека оказывает влияние на жизнь горожан, о ней знают, доверяют и верят в её будущее, вне зависимости от наличия читательского билета. Несомненно, модель работы библиотеки будет меняться и нам кажется, что сочетание богатого многолетнего ассортимента книг в бумажном издании и удобных и доступных электронных и информационных услуг будет увеличивать популярность этого института знаний среди петербуржцев всех возрастных групп. Кроме этого, библиотека постепенно становится местом удовлетворения эстетических потребностей и островком комфорта и уединения от городской суеты. Возможно, что знания, получаемые в комфортной и спокойной обстановке и есть искомое оптимальное будущее цивилизации.