Исследование "Музеи Санкт-Петербурга. Мнения горожан"

В  2014 году, по заказу  Комитета по культуре Санкт-Петербурга, было проведено исследование удовлетворенности горожан услугами музеев.

Помимо небольшого перечня обязательных критериев, которые должны были быть исследованы,  мы включили целый ряд дополнительных, менее официальных, позволяющих сделать общую картину более объёмной.

Цели и задачи исследования:

Получение сведений об удовлетворенности жителей Санкт-Петербурга услугами учреждений культуры, подведомственных комитету по культуре в 2014 году и информации о запросах и потребностях  горожан в отношении услуг музеев.

Объектом исследования является музейная аудитория (реальные и потенциальные посетители музеев Санкт-Петербурга) и жители Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

 

  • Анализ взаимодействия музея и музейной аудитории;
  • Проведение социологического мониторинга музеев среди взрослых жителей Санкт-Петербурга;
  • Сравнение особенностей восприятия музеев спонтанными посетителями и случайной выборкой горожан;
  • Выявление особенностей восприятия музеев детской аудиторией;
  • Разработка рекомендаций для оптимизации взаимодействия реальной и потенциальной музейной аудитории и музеев Санкт-Петербурга.

 

Методика и особенности исследования

Основным методом исследования являлся социологический мониторинг, который проводился в Санкт-Петербурге методом индивидуального интервью, проводимого специально подготовленной группой интервьюеров в музеях и различных общественных местах города, выбранных для формирования выборки приближенной к случайной.

К сложностям проекта можно отнести непростой процесс поиска подходящих под требования исследования респондентов. Это должны были быть взрослые жители Санкт-Петербурга. Казалось бы, кто же еще может быть посетителем музея? Однако, в посещаемых музеях большую (или значимую) часть посетителей составляют иногородние туристы; в малопосещаемых музеях преобладают петербуржцы, но их абсолютное число в единицу времени порой было очень малым. Иногда в ожидании одного человека приходилось ждать несколько часов.

Основные показатели

Для понимания общей ситуации с оценкой своего досуга был задан вопрос по оценке наполненности собственного свободного времени. Полностью удовлетворены на момент опроса были 20% респондентов,  cкорее  удовлетворены 28%, cкорее не  удовлетворены 31%, не удовлетворены 15% и 6% не смогли ответить. Почти поровну оценки оказались разделены на позитивные и негативные.

Самый абстрактный вопрос, который, кстати, поддержали менеджеры музеев, -  «для чего Вы посещаете музеи?», дал весьма конкретные ответы. Распределение вариантов ответов позволило получить достоверное распределение.   Лидерами мнений оказались «культурное развитие» и рекреационная функция. Термин «культурное развитие» имеет довольно широкую трактовку, но это символичный выбор горожан, скорее всего имеющих широкое вероятностное понимание своей мотивации.

Таблица 1. Для чего Вы посещаете Музеи?

 

Для культурного развития

52%

Для удовольствия

45%

Для  расширения кругозора

30%

Для просвещения

37%

Для отдыха

14%

Для развития детей

13%

В связи с учебой (работой)

10%

Свой вариант

1%